к 90-летию выдающегося деятеля искусств, татарского театрального режиссёра, педагога, Лауреата Государственной премии РСФСР
им. К. С. Станиславского, Народного артиста СССР -
Марселя Хакимовича Салимжанова (1934-2002).







Диплом был готов, и я решил рискнуть - поступил в ГИТИС.
Ну, а потом...
Режиссером он стал случайно... В 1952 году целенаправленно поступил в Казанский государственный университет получить высшее юридическое образование, но на последнем курсе случай и любовь к спорту сделали свое дело и судьба юноши круто повернула курс на театральную деятельность. Организаторские способности без пяти минут юриста привлекли руководителей "Декады татарской литературы и искусства", которая проходила в Москве весной 1957 года. Мастера фехтования (данным видом спорта М.Салимжанов серьезно увлекался в студенческие годы и даже входил в сборную СССР) пригласили в качестве специалиста в одну из театральных постановок по Шекспиру поставить батальные сцены*.
"[...] Работа понравилась. Её оценили не столько с точки зрения спортивной, сколько с режиссерской. Стали убеждать учиться. Диплом был готов, и я решил рискнуть - поступил в ГИТИС. Ну а потом... Дипломный спектакль "Бешеные деньги", работа в ТЮЗе..."**

*ТГАТ им. Г.Камала привез в Москву свои лучшие спектакли, один из них - "Король Лир"
**Из интервью М.Х. Салимжанова газете "Советская Татария" от 2 июня 1974 г.
"...Я вообще не понимаю, как можно делить театр — это словно по живому резать! Для меня и сокращение-то — целая проблема".

Вечерняя Казань, 1994.
Сегодня даже не так важно амплуа актера, как его личность. У зрителя возросло ощущение правды. Он тонко чувствует ложь, фальш, хотя не всегда теоретически может их объяснить... Главный принцип в работе - ничего не навязывать артисту, уважать его мнение, спорить, думать вместе с ним. Не быть последней, никогда не ошибающейся "инстанцией". Хороший контакт с артистом в работе - один из важнейших компонентов успеха.

Марсель Салимжанов. 1974 г.




В 1957 году по окончании юридического факультета Марсель Хакимович Салимжанов поступает на режиссерский факультет ГИТИС'а в Москве, который успешно закончил в 1962 году. В этом же году начинает работать режиссером, а с 1964 года главным режиссером в Казанском ТЮЗе. 15 марта 1966 года Приказом Министерства культуры ТАССР Салимжанов переведен главным режиссером Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала.

Из характеристики на М.Х. Салимжанова членов Советского райкома КПСС. 1970 г.:
"Тов. Салимжанов М.Х. обладает большой творческой фантазией, его постановки отличаются тонкостью и живостью решения линейного направления спектакля."
"...За сравнительно небольшой период времени работы в академическом театра тов. Салимжанов поставил ряд новых спектаклей, которые вызвали живой интерес у зрителей и пользовались большим успехом. Среди них "Последнее письмо" Х.Вахита, "Рождество в доме синьора Купьелло" Эд. де Филинко, "Шамиль Усманов" А.Гилязова и А.Яхина и другие. Являясь главным режиссером государственного татарского академического театра, тов. Салимжанов М.Х. активно популяризирует национальное искусство не только в ТАССР, но и за пределами республики..."

на фото:

Здание Татарского академического театра им. Г. Камала на ул. Горького

(ныне театр им. К. Тинчурина). 1967 г.


"Я так и знал, что дело этим кончится..." - сказал отец Марселя Салимжанова - Хаким Юсупович, когда узнал, что с последнего курса, только дописав диплом, сын сдал документы на вступительные экзамены в ГИТИС в мастерскую режиссера А.М. Лобанова.




на фото слева:
Х.Ю. Салимжанов в роли Морзахана в спектакле "Ташкыннар" ("Потоки") театра им. Г. Камала. 1950-е гг.



Для главного режиссера театра казалось бы с детства должен был определиться его профессиональный путь на сцену. Или вокруг неё... М.Салимжанов родился чуть ли не жившей в самом театре семье. Его родители - народные артисты ТАССР и переданные театру им. Камала известные актеры: Хаким Юсупович Салимжанов и Галия Нигматзяновна Нигматуллина, которые познакомились в г. Орске и играли в одном театре. Дочь состоятельного человека - уточненная и строгая и парень с блестящей эрудицией, веселый и легкий на подъем - такой баланс характеров и подарили наследнику творческое начало вкупе с высокой организаторской способностью и ответственным подходом ко всему. С детства Марсель Хакимович впитывал будни театрального искусства будучи часто на репетициях родителей, а дома в кругу родительских друзей - известных деятелей татарского театра таких как К.Тинчурина, С.Сайдашева и др. В школьные годы серьезное увлечение спортом казалось бы увели мальчишку театр из памяти и сердца, мечты от сцене оставили его. Но в среде учебы и тренировок не пропускались ни одна премьера и спектакли с любимыми актерами академического и качаловского театров. И тут странным остается факт, что после окончания школьной программы их сын решает поступить на юридический факультет. Может отговаривали родители, или из-за юношеского максимализма он сам выбрал такой путь - вопреки. Но сам М.Салимжанов говорит в одной опубликованной статье на страницах "Советской Татарии" от 1967 г. - "Я тогда еще не был подготовлен к искусству, не чувствовал дыхания сцены, хотя оно и волновало меня..."

С первых лет работы в театре Салимжанов, по словам современников, обращался к татарской классике и ставил ее на современный лад, отказывавшись от "камерности звучания". При нем на центральном телевидении в одно время шел показ сразу стрех спектаклей "Казанское полотенце", "Альмандар из деревни Альдермеш" и "У совести вариантов нет". Не желая замыкаться в стенах собственного творчески, режиссер много ездил за рубеж и по стране, чтобы изучать новшества мирового театра, анализировать и показывать свое. Так в 70-е у Театра им. Г.Камала шли активные гастроли по Средней Азии, Уралу, Казахстану, Поволжью, в Москву и Санкт-Петербург (тогда еще Ленинград).


на фото:

Марсель Салимжанов. 1966 г.




Слева направо: Афиша одного из первых спектаклей М.Х. Салимжанова "Гүзәлем Әсәл" ("Моя прекрасная Асель"). 1966 г.; афиши гастролей Татарского академического театра им. Г. Камала в Уфе и Москве. 1970-е гг.
"Современное поколение театра успешно развивает накопленные богатейшие традиции. Это развитие идет на неизмеримо более высоком профессиональном художественном урвоне. Если в дореволюционном театре была только одна актриса с профессиональным образованием, то теперь нет актера, который не имел бы специальной подготовки. Театр, как и любой другой вид подлинного искусства, может служить своему высокому предназначению лишь при условии соответствия изобразительных средств духу времени. В равной мере это касается всех компонентов театрального искусства - драматургии, актерского и режиссерского мастерства. Пьесы наших авторов с успехом идут на сцене ТГАТ, а некоторые из них вышли на всесоюзную сценическую площадку. Однако возможности современной татарской драматургии еще не соответствуют идейно-художественному потенциалу театра. Ему остро не хватает современных татарских пьес с общественно-значимой идейно-художественной проблематикой."

М.Салимжанов: Трибуна высоких мыслей и чувств".

Советская Татария" от 12 декабря 1976 г. ГА РТ.


Слева направо:

1. Открытие нового здания Академического театра имени Г. Камала. Вручение символического ключа главному режиссеру театра

М. Салимжанову. Январь 1987 г.

2. Актер, народный артист ТАССР, РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского Биктимиров Шаукат Хасанович (справа налево); педагог, профессор, главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского Салимжанов Марсель Хакимович; актер, артист разговорного жанра, народный артист ТАССР и РСФСР Арсланов Айрат Гараевич во время вручении Государственной премии имени Г. Тукая. 1971 г.

3. Во время перерыва на пленуме творческих союзов Татарии беседуют слева композитор Р. Яхин, драматург Р. Ишмарат, поэт Х. Туфан, главный режиссер Татарского академического театра им. Г. Камала М. Салимзянов, поэт Ш. Маннур, художник Х. Якупов. 1977 г.

4. Народный артист ТАССР, РСФСР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая и РСФСР имени К.С. Станиславского Биктимиров Шаукат Хасанович (слева направо); актер театра и кино, народный артист ТАССР и РСФСР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая и РСФСР имени К.С. Станиславского Тазетдинов Ринат Гарифзянович; главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая и РСФСР имени К.С. Станиславского Салимжанов Марсель Хакимович (второй справа) на даче драматурга Леонова Леонида в Переделкино. 1983 г.

5. Президент Республики Татарстан Шаймиев Минтимер Шарипович среди артистов Татарского государственного академического театра им.Г.Камала. Слева народный артист главный режиссер театра Салимзянов Марсель Хакимович. 1997 г.

"...Театр - не музей. Его ценность в непосредственном, сиюминутном отклике на действительность."
7 ноября 2024 года в день 90-летия театрального деятеля Марселя Хакимовича Салимжанова в Казани состоялось открытие мемориальной доски. Памятную доску установили на фасаде дома № 53 по улице Чехова, где знаменитый режиссер жил последние 7 лет своей жизни.
Государственное бюджетное учреждение
"Государственный архив Республики Татарстан"
Автор-составитель – Лейсан Низаметдинова.
Использование материалов сайта без согласования запрещено.

© 2024 ГБУ ГА РТ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website