Интернет-выставка
ИСТОРИЯ ЧАЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСТАНА (XVII-XXI вв)
Чай был и является неотъемлемой и важной частью жизни многих жителей Татарстана. Так привелось ещё с давних времён. Учитывая количество задокументированной информации о случаях кражи чая, наряду с другим ценным имуществом граждан, надо сказать, что этот продукт действительно был популярен и жизненно важен.
Чай - неотъемлемая часть жизни татарстанцев
Участники концерта колхозной самодеятельности исполняют танец с самоваром. Декада татарской литературы и искусства в Москве.
ГА РТ. 1953 г. Оп.2, ед.уч. 0735.
Считается, что чай в Поволжье привезли еще монголы, когда завоевывали Великую Булгарию, в XIII веке, но по-настоящему этот напиток закрепился в XVII веке, когда Российская империя наладила торговые связи с Китаем. В начале XVIII века чай в России можно было купить только в Москве, Петербурге и Казани.
Казанские татары в чайной.
ГА РТ. До 1917 г. Оп.05А, ед.уч.1603.
Легенда о происхождении чайного напитка
Чай появился в Китае. Согласно легенде, Шень-Нун, правитель и отец китайской медицины, живший в 2700 году до н. э., решил вскипятить воду на костре. По легенде, он был уставший и не заметил, как в посуду попали листья. Когда вода подогрелась, он выпил её и почувствовал прилив сил, бодрость и тепло, разливающееся по всему телу.
Поначалу чай использовали только в качестве лекарства. Позднее, в 206–220 году н. э., он попал на китайские рынки и стал популярным товаром.
---Существует несколько версий того, когда чай был привезен на Русь.
---По одной из версий, в 1618 году китайцы привезли чай в подарок царю Михаилу Фёдоровичу. Он распробовал его и сразу же одобрил торговое сотрудничество между странами. Так началась история чая в России.
---По другой версии в Россию китайский чай впервые попал в 1638 году. Его привёз царю русский посол от монгольского хана в обмен на мех соболей.
---Само слово «чай» пришло в русский язык из тюркских языков, которые, в свою очередь, заимствовали его из северо-китайского языка в той же фонетической форме cha.
Царь Михаил Федорович Романов
(1596-1645)
В XIX веке в Казани было уже пять крупных чайных домов и 27 лавок, где продавали спрессованные плитки из Китая. И если в XVII веке чай был очень дорог и пили его только в зажиточных семьях, а простые люди употребляли его как лекарство или по праздникам, то к XIX веку чаепитие прочно вошло в татарский быт, а самовар стал едва ли не главным предметом в доме.
Самовар с подносом
ГА РТ. 2007 г. Оп.010А, ед.уч. 3965.
Чайная на Елабужской пристани
ГА РТ. До 1917 г. Оп.05А, ед.уч.1218.
---О том, что значил чай в жизни казанских татар в XIX веке, хорошо описано в известной этнографической книге К.Ф. Фукса «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», вышедшей в свет в 1844 году. «Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек, у небогатых татар – с медом,– писал К.Ф. Фукс. – Всякий зажиточный татарин имеет свой самовар».
Если семья продает или закладывает самовар, то это значит, что она дошла до полной нищеты и готова лишиться самого дорогого.
— Николай Иосифович Воробьев, русский советский этнограф, географ, педагог, профессор физической географии, музейный работник, краевед. Основоположник этнографического татароведения.
ГА РТ. Оп.13, ед.уч. 0528.
Чай в казанской губернии начал активно распространяться в XIX веке. Первоначально чай был довольно дорогим и роскошным продуктом, доступным лишь зажиточным слоям общества. Однако по мере развития торговли и изменения цен на чай, он стал доступен и более широким слоям населения.
Монополистом по торговле с Китаем стал купец Крупенников, который ввозил оттуда чай. Также чаеторговлей активно занимались купцы Апанаев, Юнусов, Котелов и др.
Казань. Университетская улица, дом Смоленцева. Чайная лавка.
ГА РТ. До 1917 г. Оп.05А, ед.уч. 1118.
Объявление об открытии в Казани торгового дома "Крупенников и Ко".
ГА РТ. До 1863 г. Ф.114. Оп.1. Д.3725.
В лавках чай продавался в прессованном виде. Большим спросом пользовался так называемый кирпичный чай. Кирпичный чай — низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая.
Также был более дорогой сорт чая, его называли фамильным. Этот сорт назывался так потому, что носил имя своих плантаторов, которые ручались за его достоинство.
ГА РТ. 1917 г. Ф.Р1385. Оп.1. Д.128.
Таким образом, распространение чая в Казанской губернии стало частью общего процесса популяризации этого напитка в России в XIX веке. Чай перестал быть предметом роскоши и стал повседневным напитком, который нашел свое место в культуре и обычаях местного населения.
В революционное и советское время чай оставался популярнейшим продуктом, он всегда был востребован. В сложные военные времена чай закупался массово для армии, больниц, сиротских домов и т.д.
В дальнейшем листовой напиток приобрел статус повседневного, который потреблялся практически ежедневно, а не только по особым случаям.
Документ с просьбой на приобретение чая для госпиталей
ГА РТ. 1917 г. Ф.Р1385. Оп.1. Д.128. Л.150.
Документ с прейскурантом цен на чай
ГА РТ. 1925 г. Ф.1488. Оп.4. Д.108. Л.18об.
Чайная культура расширилась и находила отражение в искусстве. О чае сложено немало стихотворений, напиток нередко встречается в различных произведениях искусства и прочно укоренился в татарских традициях.
Например, поэт Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари (1754-1834 гг.) даже сочинил "Хвалебный стих чаю со сливками":

Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах.
Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари "Хвалебный стих чаю со сливками". Перевод со старотатарского языка
ГА РТ. 1984 г. Ф.П8291. Оп.1. Д.135.
Галимджан Латып "Чәй эчәбез" ("Чай пьём")
ГА РТ. 1953 г. Ф.П8268. Оп.1. Д.15.
Матери-героини Ф. Галеева и Т. Даутова, родившие и воспитавшие по 10 детей, пьют чай с конфетами
ГА РТ. 1975 г. Оп.4. Ед.уч.0550.
Образцы продукции Бугульминского фарфорового завода
ГА РТ. 1986 г. Оп.2. Ед.уч.5171.
.Чаепитие в Доме животноводов колхоза Известие Арского района
ГА РТ. 1980 г. Оп.2. Ед.уч.6917.
В XX в. чай уже не являлся диковинкой и уделом только зажиточных людей. Чай стал всенародным напитком, который внес свои особенности в традиции жителей Татарстана. Горячий чай с травами, с молоком, ягодами и т.д. – без этого вряд ли обходится хоть одно застолье у любимых бабушки и дедушки. И по сей день чай является ежедневным незаменимым продуктом в жизни каждого из нас, т.к. он не только прекрасен своим богатым вкусом, но и приносит спокойствие, дарит комфорт и объединяет людей.
Государственное бюджетное учреждение
"Государственный архив Республики Татарстан"

Автор-составитель – Гульназ Хамидуллина.
Использование материалов сайта без согласования запрещено.

© 2024 ГБУ ГА РТ
Made on
Tilda